Минимальная мозговая дисфункция у детей, лечение ммд у детей
Минимальная мозговая дисфункция у детей, минимальная мозговая дисфункция лечение, лечение ммд у детей
Что такое минимальная мозговая дисфункция у детей? ММД у детей, понятие минимальной мозговой дисфункции
Минимальная мозговая дисфункция у детей (ММД у детей) – это недифференцированный синдром легких неврологических расстройств, преимущественно в виде двигательных, речевых и поведенческих нарушений. Синонимами ММД являются легкая детская энцефалопатия, минимальная церебральная дисфункция, легкое повреждение мозга, детская диспраксия, инфантильный психоорганический синдром, минимальный церебральный паралич, минимальная дисфункция мозга (МДМ). ММД у детей представляет собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. Частота встречаемости минимальной мозговой дисфункции (ММД) среди детей дошкольного и школьного возраста от 5 до 25%.
Минимальная мозговая дисфункция причины
Причины минимальной мозговой дисфункции ММД: тяжелое течение беременности (особенно первой ее половины) токсикозы (гестозы), угроза выкидыша, вредное воздействие на организм беременной женщины химических веществ, радиации, вибрации, инфекционных болезней, некоторых микробов и вирусов. Это преждевременные и переношенные роды, слабость родовой деятельности и ее длительное течение, недостаток кислорода (гипоксия) из-за сдавления пуповины, обвития вокруг шеи. После родов неблагоприятное воздействие на мозг оказывают плохое питание, частые или тяжелые заболевания и инфекции, сопровождающиеся различного рода осложнениями, глистные инвазии и лямблиоз, ушибы мозга, отравления и неблагоприятная экологическая обстановка в регионе. Частой причиной возникновения минимальной мозговой дисфункции ММД является повреждение во время родов шейного отдела позвоночника. Такое повреждение может возникнуть при обвитии пуповины вокруг шеи, наложении щипцов, неправильных акушерских манипуляций.
Почему возникает минимальная мозговая дисфункци ММД?
В настоящее время минимальная мозговая дисфункци ММД рассматривается, как последствие ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляется в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Распространенным вариантом минимальной мозговой дисфункции ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Синдром минимальной мозговой дисфункции
Термин «минимальная мозговая дисфункция» получил распространение в конце 1950-х годов, когда его начали использовать применительно к группе различных по этиологии и патогенезу состояний, сопровождающихся расстройствами поведения и трудностями обучения, не связанными с общим отставанием в интеллектуальном развитии. Применение нейропсихологических методов при изучении отмечавшихся у детей с ММД поведенческих, познавательных и речевых расстройств позволило установить определенную взаимосвязь между характером нарушений и локализацией очагового поражения ЦНС. Ведущая роль в возникновении ММД принадлежит гипоксии мозга в анте - и интранатальном периодах, особенно у недоношенных детей. Придается значение инфекционным, токсическим и травматическим церебральным расстройствам, особенно в раннем детском возрасте. У детей с минимальной мозговой дисфункцией ММД в 25% случаев выявляется отягощенный анамнез по эпилепсии, олигофрении, шизофрении, мигрени и другим нервно-психическим заболеваниям, что указывает на роль наследственного фактора. В механизме возникновения ММД имеет значение гипофункция серотонин -, дофамин- и адренергических систем.
При перинатальной патологии у 80% детей в периоде новорожденности выявляются сначала легкие общемозговые и реже очаговые нарушения, обычно диагностируемые как перинатальная энцефалопатия, проявления которой выражаются задержкой темпов психомоторного развития. В 20% случаев при наличии факторов риска во время беременности и родов неврологические изменения в первые месяцы жизни отсутствуют, а в дальнейшем характеризуются различными поведенческими и вегетативными нарушениями.
Какая клиника ММД в России? Минимальная мозговая дисфункция ММД в дошкольном и раннем школьном возрасте характеризуется выраженным преобладанием функциональных изменений над органическими. Дети гиперактивны, не могут сосредоточиться, фиксировать внимание, часто отвлекаются, плохо приспосабливаются к незнакомой обстановке. У них возникают большие трудности во время учебы, часто выявляются нарушения восприятия, в том числе собственного тела (путают правую и левую стороны, верх и низ), не способны отличить части от целого, выделить фигуру на фоне, затруднено обучение письму, счету, чтению. Иногда встречается зеркальное написание чисел, замена близких по написанию букв. Нередко выявляется неправильное произношение слов, страдает слуховое восприятие, снижена работоспособность к абстрактному мышлению, образованию понятий, нарушено пространственное представление. Весьма характерны повышенная импульсивность и возбудимость, низкий уровень контроля, иногда отмечается кусание ногтей, сосание пальцев, раскачивание головой или туловищем, трудности контакта со сверстниками, плохая ориентация в коллективе. При внешнем осмотре у детей с ММД иногда выявляется ряд аномалий в виде деформации черепа, ушных раковин, неправильного роста зубов, гипертелоризма (аномалия развития костей черепа, характеризующаяся увеличением расстояния между глазными яблоками и наличием широкой переносицы), высокого неба, синдактилии (полное или частичное сращение соседних пальцев кисти или стопы). В неврологическом статусе иногда может выявляться ряд признаков легкого органического поражения мозга: косоглазие, асимметрия носогубных складок, мышечная дистония, нарушение координации движений, асимметрия сухожильно-надкостничных рефлексов, редко пирамидные и экстрапирамидные рефлексы.
Движения детей координированы, в ряде случаев имеет место пальцевая апраксия (нарушение целенаправленного действия при отсутствии параличей мышц и сохранности составляющих его элементарных движений). Они с трудом выполняют тонкие движения (застегивание пуговиц, шнурование ботинок, шитье), плохо рисуют, пишут неровным и неразборчивым почерком. Также отмечаются вегетативные расстройства: повышенная потливость, лабильность пульса и артериального давления, акроцианоз (синюшная окраска дистальных частей конечностей), красный стойкий дермографизм. На этом фоне могут возникнуть различные неврозоподобные расстройства: гиперактивность, тики, «ночной» энурез, энкопрез, заикание. Клинические проявления минимальной мозговой дисфункции ММД обычно усиливаются под влиянием инфекций, интоксикаций, стрессовых ситуаций, аллергизации организма, физического и/или умственного перенапряжения.
Изучение анамнеза пациентов Сарклиник показывает, что в раннем возрасте у многих детей с ММД обнаруживается синдром гипервозбудимости. Проявления гипервозбудимости возникают чаще в первые месяцы жизни, в 20% случаев они возникают после 8 месяцев жизни. Несмотря на правильный режим и уход, достаточное количество пищи, дети беспокойны, у них отмечается беспричинный крик. Он сопровождается избыточной двигательной активностью, вегетативными реакциями в виде покраснения или мраморности кожных покровов, акроцианоза, усиленной потливости, тахикардии, учащения дыхания. Во время крика можно наблюдать повышение мышечного тонуса, тремор подбородка, рук, клонусы стоп и голеней, спонтанный рефлекс Моро. Также характерны нарушения сна (затрудненное длительное засыпание, частое спонтанное пробуждение, раннее пробуждение, вздрагивания), трудности с кормлением и желудочно–кишечные нарушения. Дети плохо берут грудь, беспокойны во время кормления. Наряду с нарушением сосания отмечается предрасположенность к срыгиванию, а при наличии функционального неврогенного пилороспазма - рвота. Склонность к жидкому стулу связана с повышенной возбудимостью кишечной стенки, приводящей к усилению перистальтики кишечника под влиянием даже незначительных раздражителей. Жидкий стул часто чередуется с запорами.
В возрасте от одного года до трех лет у детей с ММД отмечаются повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушения сна и аппетита, слабая прибавка в массе тела, некоторое отставание в психоречевом и двигательном развитии. К трем годам обращают на себя внимание такие особенности, как моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. В младшем возрасте у них нередко наблюдается задержка в формировании навыков опрятности (энурез, энкопрез).
Как правило, нарастание симптомов минимальной мозговой дисфункции ММД приурочено к началу посещения детского сада или школы. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Увеличение нагрузок на центральную нервную систему в этом возрасте часто приводит к нарушениям поведения в виде упрямства, непослушания, негативизма, а также к невротическим расстройствам, замедлению психоречевого развития. Максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития. К первому периоду относят возраст 1–2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Второй период приходится на возраст 3–х лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас активно используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у многих детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушения артикуляции. Третий критический период относится к возрасту 6–7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД этого возраста характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения. Значительные трудности психологического характера нередко обусловливают различные психосоматические нарушения, проявления вегетативно–сосудистой дистонии.
Как лечить минимальную мозговую дисфункцию, как вылечить ммд у детей в Саратове?
Таким образом, если в дошкольном возрасте среди детей с минимальной мозговой дисфункцией ММД преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность или, наоборот, медлительность, а также моторная неловкость, рассеянность, отвлекаемость, непоседливость, повышенная утомляемость, особенности поведения (незрелость, инфантилизм, импульсивность), то у школьников на первый план выступают трудности в обучении и нарушения поведения. Детям с ММД свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Нередко у них также наблюдаются простые и социальные фобии, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение. В подростковом возрасте у ряда детей с ММД нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость, появляется тяга к употреблению алкоголя и наркотиков. Поэтому усилия родителей должны быть направлены на своевременное обращение к специалистам и комплексное лечение ММД. Врач Сарклиник знает, как лечить минимальную мозговую дисфункцию, как вылечить ммд у детей!
Минимальная мозговая дисфункция лечение, лечение ммд у детей
Сарклиник успешно применяет комплексные рефлексотерапевтические методы лечения минимальной мозговой дисфункции у детей. В результате лечения ммд у детей нормализуются активность серотонинергической, дофаминергической и адренергической систем, вегетативный тонус, улучшаются внимание, зрительно- пространственное восприятие, пространственное мышление, зрительно–моторная координация, слухоречевая и зрительная память, ликвидируются церебрастенические симптомы, психосоматические нарушения, тревожность, различные виды страхов, навязчивость, двигательные нарушения, нарушения устной речи, эмоционально–волевые нарушения, нарушения поведения, агрессивность и реакции оппозиции, трудности школьного обучения; нарушения чтения и письма, ликвидируются повышенная утомляемость, капризность, плаксивость, колебания настроений, плохой аппетит, головные боли, нарушения сна в виде трудностей засыпания, беспокойного поверхностного сна с тревожными сновидениями. В большинстве случаев наблюдается регресс психосоматических нарушений: беспричинных болей в животе или в различных частях тела, энуреза, энкопреза, парасомний (ночных страхов, снохождения, сноговорения). Нормализовываются нейрогуморальные сдвиги, патологические эндокринные и нейроаллергические реакции, происходит коррекция невротических расстройств, возникающих в течение заболевания.
Лечение ммд у детей в России
Лечение минимальной мозговой дисфункции у детей (Россия, Саратов) приводит к следующей положительной динамике: отмечается уменьшение неуклюжести, неловкости, плохой координации движений и трудностей мелкой моторики, улучшаются характеристики внимания, нарушения которого до лечения обычно проявлялись в виде трудностей его концентрации при выполнении домашних и школьных заданий, во время игр, быстрой отвлекаемости, неспособности выполнять задания самостоятельно, доводить дело до конца, а также в том, что дети отвечали на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца, часто теряли свои вещи в детском саду, школе или дома. Одновременно с этим у многих детей с ММД наблюдается регресс эмоционально–волевых нарушений (ребенок ведет себя несоответственно возрасту, как маленький, стеснителен, боится не понравиться окружающим, чрезмерно обидчив, не может постоять за себя, считает себя несчастным), уменьшается выраженность нарушений поведения (дразнится, поясничает, бывает неряшливым, неопрятным, шумным, непослушен дома, не слушает воспитателя или учителя, хулиганит в детском саду или в школе, обманывает взрослых) и проявлений агрессивности и реакций оппозиции (вспыльчив, поведение непредсказуемо, ссорится с детьми, угрожает им, дерется с детьми, дерзит и открыто не подчиняется взрослым, отказывается выполнять их просьбы, намеренно совершает поступки, раздражающие других людей, сознательно ломает и портит вещи, жестоко обращается с домашними животными). У большинства детей, проходящих лечение в нашей клинике, достоверно отмечается ликвидация нарушений устной речи, трудностей школьного обучения, нарушений чтения и письма, у большинства пациентов к концу курса лечения улучшается речь и школьная успеваемость, нормализуются показатели чтения, письма и счета у детей с такой патологией, как дислексия, дисграфия и дискалькулия.
Эффективное лечение минимальной мозговой дисфункции в Саратове
Эффективность комплексного лечения минимальной мозговой дисфункции (ММД), которое может включать в себя рефлексотерапевтические, акупунктурные, микроакупунктурные, лазерорефлексотерапевтические, моксатерапевтические, нетрадиционные и другие методики, достигает 95%. Лечение в Сарклиник проводится амбулаторно и индивидуально. Все методики безопасны.
Приходите, и Сарклиник поможет Вам! Врач Сарклиник проводит лечение ммд у детей. Лечение минимальной мозговой дисфункции у детей в Саратове позволяет улучшить память, логику, речь, письмо, ум ребенка. ММД нужно лечить.
Сарклиник знает, как лечить инимальную мозговую дисфункцию!
Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.Фото 1: sarclinic. Фото 2: Legaa | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru. Люди, изображенные на фото, - модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.
Похожие записи:
Звуковые, вокальные тики у детей: лечение, симптомы; тики взрослых
Cиндромы двигательных расстройств (мышечная дистония, ДЦП)
Нарушения развития речи, задержка речевого развития, лечение зрр
Энурез, лечение энуреза, как лечить ночной энурез в Саратове, России
Комментарии ()