ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
СарКлиник®
г. Саратов, ул. Московская, 152.
+7 8452 407040
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста!
Лицензия Л041-01020-64/00313331, выдана 11.05.2017 Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения
Время работы: пн-сб: с 08:00 до 20:00, вс: выходной

Детский аутизм РАС алалия ЗРР невролог психиатр рефлексотерапевт

ЗМР, ЗМР, алалия, РАС, Ребенок не разговаривает, что делать, куда обращаться, какой врач лечит в России, Саратове

Дочь возраст 2,4 года. Не разговаривает Родилась на 38,6 неделе. Вес 3350 гр, рост 50 см. Села поздно очень в 8 - 9 месяцев. Ползать начала в 9 - 10 месяцев. Ходить в 1 г 2 мес. ЗМР. Много гласных звуков. Не говорит их, а громко пропевает А о у и Ай Яй ой ой. И на этом все. Нет УЖ Не кивает да нет. Если что-то хочет, ведет за руку или настораживает. Машет руками и мимику искажает (когда видит что-то удивительное ). Не всегда откликается на имя. Не понимает обращенную речь. На бытовом уровне выполняет просьбы те, которым научила. Кушать, спать, гулять, чистить зубы - реагирует выполняет. Если попрошу принести мяч или другую игрушку, не поймет. Любит прыгать на кровати. Делает это часто и смеется. На плоскости не может. Книги смотрит. Рисует краски. Собирает сортер, если с ней сидеть. Играет в мяч, пинает, ловит. По цветам раскладывает сортер, не всегда. На улице собирает камни с горки, их катает, или в воду любит бросать. Кормит птичек. Катается с горки. Забирается и спускается по лестнице сама, держась за перила. Немного неуклюжая. Все движения медленные. Если упадет, тяжело поднимается и долго ждет помощь. При виде чужих людей смотрит, разглядывает, улыбается. Зрительный контакт не понятно, то есть, то игнорирует. Чаще нет. Боится шума мясорубки. Пылесос. Сама обнимается, целует. Очень ласковая. Что делать? Куда обращаться? Где лечат?

Наталья

Ответ врача

Уважаемая Наталья!

Здравствуйте. Огромное спасибо за такое подробное и честное описание. Это бесценная информация для специалиста. На его основе я могу дать развернутую междисциплинарную оценку, но важно помнить: это не заменяет очной консультации!

Описанная картина вызывает серьезную озабоченность у любого детского специалиста. На первый план выходят признаки расстройства аутистического спектра (РАС), сочетающиеся с задержкой речевого и моторного развития. Разберем по пунктам.

Детский невролог

Анамнез - роды в срок, с хорошими антропометрическими данными. Однако глобальная моторная задержка (поздно села, поползла, пошла) и текущая моторная неловкость, медлительность указывают на возможные минимальные мозговые дисфункции, нарушения мышечного тонуса или проблемы сенсорной интеграции.

Тревожные неврологические "красные флаги" следующие.

Диспраксия (неуклюжесть, трудности с планированием движений).

Сенсорные нарушения (страх громких звуков - гиперчувствительность; возможно, потребность в прыжках - поиск проприоцептивных ощущений).

Отсутствие указательного жеста (заменяется ведением за руку).

Отсутствие социального жестикулирования (кивка "да", "нет").

Предполагаемый диагноз по МКБ-10 (предварительный):

F80 - F89 Расстройства психологического (психического) развития.

F84.0 Детский аутизм (или F84.9 Расстройство развития неуточненное, до уточнения).

Сопутствующий диагноз: F80.1 Расстройство экспрессивной речи (моторная алалия?).

Рекомендации невролога

1. Консультация сурдолога для исключения нарушения слуха (даже если кажется, что слышит, необходимо проверить пороги).

2. ЭЭГ (электроэнцефалография) в состоянии бодрствования и сна для исключения эпилептиформной активности, которая иногда маскируется под особенности поведения и тормозит развитие.

3. НСГ (нейросонография) через открытый родничок (если уже закрыт, то не актуально) или МРТ головного мозга (по показаниям, для исключения структурных аномалий).

4. Медикаментозная терапия. Возможно, ноотропы, нейрометаболическая терапия (после обследования). Но главный акцент - не на таблетках, а на коррекции.

Детский психиатр

Это важный специалист для постановки основного диагноза. Описанная картина - классический пример расстройства аутистического спектра.

Критерии РАС (триада нарушений):

1. Нарушения коммуникации. Отсутствие речи для диалога, неиспользование жестов для общения, непонимание обращенной речи вне привычного контекста.

2. Нарушения социального взаимодействия. Нестабильный зрительный контакт, использование взрослого "как инструмент" (ведет за руку), неоткликаемость на имя, хотя социальная интересь (разглядывание, улыбка) присутствует - это характерно для многих форм РАС.

3. Стереотипное поведение и интересы: "Пропевание" гласных (вокализмы), стереотипные движения руками (машет), искажение мимики, особый интерес к камням (катание, бросание), избирательность в играх.

Предполагаемый диагноз по МКБ-10 (основной):

F84.0 Детский аутизм

Рекомендации психиатра

1. Оформление медицинской документации для прохождения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) с целью получения рекомендаций по образовательному маршруту и коррекционной помощи.

2. Назначение терапии, направленной на коррекцию поведения (не медикаментозной в первую очередь).

Детский психолог (клинический, нейропсихолог)

Психолог увидит картину искаженного психического развития.

Нарушение аффективной сферы. Сложности с регуляцией эмоций, реакция на сенсорные стимулы (шум).

Нарушение коммуникативного намерения. Ребенок не использует доступные средства (звуки, жесты) для диалога, а лишь для самостимуляции ("пропевание").

Нарушение произвольности. Девочка может выполнять только те действия, которые прочно вошли в привычный ритуал (чистить зубы, спать). Новая, даже простая команда ("принеси мяч") не выполняется, так как требует не просто памяти, а анализа и произвольного действия.

Игровая деятельность носит манипулятивный, сенсорный характер, а не сюжетный.

Рекомендации психолога

1. Провести углубленную диагностику интеллектуального и эмоционального развития (тесты для неговорящих детей, оценка уровня развития игровой деятельности).

2. Разработать программу коррекционных занятий с опорой на сильные стороны (зрительное восприятие, возможность в совместной деятельности).

3. Подключить методы сенсорной интеграции для работы с телесной неуклюжестью и сенсорными страхами.

4. Обучить маму стратегиям развития коммуникации (например, введение альтернативной коммуникации – карточки PECS, жесты).

Рефлексотерапевт

Это основной врач, разрабатывающий комплексный план лечения и реабилитации. Специалист увидит в этой картине нарушение работы ЦНС на уровне стволовых и подкорковых структур, которые отвечают за тонус, координацию, сенсорную обработку и базовые неврологические функции.

Моторная задержка, диспраксия, сенсорные нарушения - прямые показания для рефлексотерапии.

Рекомендации рефлексотерапевта

Курс инновационной аппаратной рефлексотерапии для

Стимуляции речевых зон мозга (зоны Брока, Вернике).

Нормализации мышечного тонуса и улучшения координации.

Снижения сенсорной чувствительности.

Активации стволовых структур, отвечающих за энергетику и общий тонус ЦНС.

Сводный диагноз (предварительный, по МКБ-10)

Основной: F84.0 Детский аутизм

Сопутствующие: F80.1 Расстройство экспрессивной речи (моторная алалия), F82 Расстройства развития моторной функции (диспраксия).

Что делать прямо сейчас? План действий для мамы

1. Обратиться к рефлексотерапевту, как основному специалисту для прохождения лечения и реабилитации.

2. Обратиться к детскому психиатру в областной психоневрологический диспансер или частный центр. Это второй шаг.

3. Параллельно записаться к неврологу и выполнить его назначения (ЭЭГ, сурдолог).

4. Пройти ПМПК для получения заключения и направления в коррекционный детский сад или группу.

5. Начать интенсивные коррекционные занятия: ABA-терапия, занятия с дефектологом, логопедом (по развитию речи и введению АДК - альтернативной коммуникации), нейропсихологом, эрготерапевтом (для сенсорной интеграции и развития бытовых навыков).

Описанная картина требует немедленного и комплексного вмешательства врача. Чем раньше начнется интенсивная коррекционная работа, тем больше шансов у девочки раскрыть свой потенциал, развить коммуникацию и социальные навыки. У вас впереди большой путь, но он точно ведет к улучшениям. Вы - молодец, что так внимательно наблюдаете за ребенком.

Запись на очные консультации.

Запись на дистанционные консультации.

Фото, текст: SARCLINIC ® ©

Комментарии ()

Написать комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

Задать вопрос доктору

Оставить отзыв

Обратный звонок