Аутистические черты характера поведение лечение аутизма клиника
Аутистические черты характера поведение лечение аутизма клиника
Аутистические черты характера, аутистическое поведение, что делать, лечение аутизма у детей, клиника аутизма в России
Какие признаки аутизма, поведение аутистического спектра у ребенка
Вопрос: Здравствуйте! дочке 2,9 года. Фразовой речи нет, больше говорит на своем непонятном языке, слова, которые умеет говорить, произносит редко. Нужно очень постараться из нее вытянуть (мама, мама, дай, открой, виноград - абагат), бай, биби, пульт - пут, ням, пока и итд). Не общается со сверстниками, хотя очень любит детские площадки, развлекательные центры, со взрослыми контактирует, на имя отзывается, но может игнорировать незнакомых. Беспокоит, что это может быть аутизм. И не опоздали ли мы с коррекцией? Не показывает пальцем то, что нужно, или то что прошу (показывает только то, что ей интересно в книжках,чтобы я называла). Повторяет за мной некоторые пальчиковые игры, которые ей нравятся. В саду безучастна, ходит наблюдает за всеми. Сама играет одна, кушает много чего, но новое дает мне, чтобы я одобрила и дала ей. В саду не кушает, кроме хлеба. На горшок ходит только, когда посажу. Сама не просится и не садится, понимает нельзя. Бывает специально меня дразнит, делает то, что нельзя. Притворяется, что плачет. Показывает, что обиделась. На самокате катается, мясом играет, ролевые пока до конца не отследила, не очень привлекают, но мишек нежит, укладывает, может ложкой покормить или то, что сама кушает. Живых питомцев любит кормить - кошек, куриц. В нашем городе нейропсихологи с 3-х лет, психиатр тоже сказала ждать трех лет. Потом на стационар дневной походить. Очень переживаю, что ребенок отстает, куда мне обратиться в первую очередь?
Елена
Уважаемая Елена!
Здравствуйте! Спасибо за ваш подробный вопрос - это очень помогает понять ситуацию. Давайте разберем Ваши тревоги и вопросы по порядку.
О речи (2 года 9 месяцев)
Что мы видим? Фразовой речи пока нет. Дочка чаще использует свой "язык", а те слова, которые знает ("мама", "дай", "открой", "бай", "биби", "ням", "пока" и т.д.), произносит редко, нужно специально побуждать. Есть искажения слов ("абагат", "пут").
Что это может означать? Это действительно настораживающий признак для возраста 2 года 9 месяцев. Сочетание отсутствия фраз, активного "своего" языка и редкого использования даже имеющихся слов чаще всего указывает на задержку речевого развития, которая может быть как самостоятельной, так и частью более комплексных особенностей (например, расстройства аутистического спектра - РАС). Искажения слов (вербальные стереотипии) также часто встречаются при РАС.
Об общении и социальном взаимодействии
Что мы видим? Любит места с детьми (площадки, центры), но со сверстниками не играет, наблюдает или играет одна. Со взрослыми контактирует. На имя откликается избирательно (знакомых - чаще, незнакомых - может игнорировать). Показывает пальцем только на интересное ей в книжках (чтобы мама назвала), по просьбе ("покажи то-то") - не показывает. Повторяет любимые пальчиковые игры.
Что это может означать? Картина неоднозначная, но есть "красные флаги":
Отсутствие интереса к совместной игре со сверстниками в этом возрасте - важный настораживающий признак.
Избирательный показ пальцем (только по своей инициативе, не по просьбе) - тоже характерная особенность.
Избирательный отклик на имя может быть связан и с особенностями внимания.
Положительно, что есть контакт со взрослыми, отклик на имя знакомых и повторение игр - это сильные стороны.
О поведении, игре и бытовых навыках
Что мы видим? В саду безучастна, наблюдает. Кушает разнообразно дома, но новое "проверяет" через маму (дает попробовать/одобрить). В саду ест только хлеб. На горшок ходит, только если посадить, сама не просится и не садится. Понимает "нельзя", но иногда дразнит, делает назло. Может притворно плакать, показывать обиду. Катается на самокате. Играет с едой (мясом). Ролевые игры (укладывает мишек, кормит их, кормит живых питомцев) присутствуют, но, как вы говорите, "не очень привлекают" или вы не уверены в их глубине.
Что это может означать? Трудности с адаптацией в саду (безучастность, избирательность в еде) - очень частый спутник и РАС, и других неврологических особенностей.
Отсутствие инициативы с горшком в 2,9 года - признак задержки формирования навыков опрятности.
Понимание "нельзя" и даже "провокации" (дразнит) - показывают, что дочка понимает социальные правила и пытается взаимодействовать, пусть и негативно. Способность к притворству (плач, обида) - это довольно сложный социальный навык, это плюс.
Наличие элементов ролевой игры (уход за мишкой, кормление питомцев) - это важный и позитивный знак. Хотя, возможно, эти игры еще простые или стереотипные. Игра с едой (мясом) может быть сенсорным интересом.
Диагноз аутизм, не опоздали ли
На основании Вашего описания нельзя поставить или исключить РАС заочно. Картина имеет и настораживающие черты, характерные для аутизма (особенности речи, избирательность в общении со сверстниками и показе пальцем, трудности адаптации в саду, задержка навыков опрятности), и сильные стороны (контакт со взрослыми, понимание обращенной речи, элементы социальной манипуляции ("дразнит"), элементы ролевой игры).
Главное: Вы не опоздали! 2 года 9 месяцев - это то время, когда диагностика и начало помощи крайне важны и эффективны. Мозг ребенка в этом возрасте обладает огромной пластичностью. Ждать 3 лет, как вам советуют некоторые специалисты, не нужно. Выжидательная тактика при наличии таких настораживающих признаков может упустить драгоценное время.
Куда обратиться прямо сейчас
Учитывая вашу тревогу и описанные особенности, действовать нужно активно уже сейчас:
1. Невролог. Это первый и обязательный шаг. Опишите все так же подробно, как здесь. Невролог должен:
исключить медицинские причины задержки развития (проверить слух еще раз, хотя вы пишете, что откликается на имя; оценить неврологический статус);
дать направление на ЭЭГ (электроэнцефалограмму), чтобы исключить скрытую эпиактивность, которая может влиять на развитие речи и поведение;
назначить необходимые обследования (если сочтет нужным);
дать направление к психиатру до 3 лет. Диагноз РАС чаще ставит детский психиатр. Ждать 3 лет для первичного приема - неверная тактика при наличии жалоб. Невролог должен помочь Вам попасть к психиатру раньше.
Возможно, врач назначит терапию для стимуляции речевых зон мозга (но это только после обследований и по решению врача).
2. Психиатр детский: Этот специалист часто ставит диагноз РАС и другие нарушения развития. Не бойтесь этого визита. Цель - не навесить ярлык, а понять причины трудностей ребенка и получить рекомендации по дальнейшей помощи. Ищите специалиста, который работает с маленькими детьми (1 - 3 года) и имеет опыт диагностики РАС. На приеме подробно опишите все, что написали здесь.
3. Логопед-дефектолог: Не ждите 3 лет! Хороший логопед-дефектолог, работающий с малышами с задержкой развития и РАС, может помочь. Он оценит уровень понимания речи, собственные речевые возможности, начнет работу над стимуляцией речи, развитием понимания, научит вас, как общаться с дочкой, чтобы стимулировать ее речь, покажет методы альтернативной коммуникации (например, PECS - обмен карточками), если речь не запустится быстро (это не помешает говорить, а снизит фрустрацию ребенка от непонимания и даст ему инструмент общения), будет работать над развитием артикуляционного аппарата.
4. Нейропсихолог (детский для работы с детьми до 3 лет). Хотя Вы пишете, что в Вашем городе берут с 3 лет, попробуйте поискать специалиста или центр, который работает с более младшими детками. Нейропсихологическая диагностика может помочь глубже понять особенности восприятия, внимания, регуляции у Вашего ребенка.
5. Рефлексотерапевт. Составит комплексную программу реабилитации с помощью иннонвационных аппаратных методов, которая в Сарклиник дает положительные результаты в 96% случаев.
Лечение аутизма и расстройств аутистического спектра в Саратове, России
Сарклиник стала победителем премии "Лидер года 2022" в номинации "Лучшая клиника реабилитации детей с задержками развития и расстройствами аутистического спектра". За годы работы прошло комплексное лечение более 4000 детей.
Что делать
Не паникуйте, но действуйте. У вашей дочки есть явные сильные стороны (социальный интерес к вам, элементы игры, понимание), на которые можно опереться.
Стационар дневной после 3 лет: Это может быть одним из вариантов помощи (часто это группы интенсивной коррекции в психоневрологическом диспансере или центре), но начинать рефлексотерапевтическую работу нужно до этого.
Самое важное сейчас, это получить консультацию в Сарклкиник, которая специализируется на раннем возрасте и РАС. Не откладывайте эти шаги.
Документируйте, записывайте свои наблюдения, как Вы сделали сейчас. Фиксируйте новые слова (или звуки), особенности поведения, реакции. Это очень поможет врачу.
Вы - внимательная и заботливая мама, которая вовремя заметила особенности. Сейчас самое важное - найти клинику и врача, которые не будут откладывать помощь на "после трех", а начнут работать с Вашей дочкой уже сейчас. Это даст ей наилучшие шансы на прогресс. Удачи Вам!
Запись на дистанционные консультации.
Если у Вас возникают следующие вопросы, связанные со здоровьем ребенка, записывайтесь на консультацию в Сарклиник.
1. Почему ребенок (1,5 года) не говорит "мама", "папа"? Только мычит.
2. Сын в год говорил "дай", а сейчас (2 года) замолчал. Почему пропали слова?
3. Дочка все время лепечет на своем языке. Ничего не понять. Это нормально в 2 года?
4. Почему не смотрит в глаза? Отводит взгляд.
5. Не отзывается на имя. Как будто не слышит, хотя слух проверяли.
6. Почему сын не показывает пальцем на то, что хочет?
7. Не играет с другими детьми на площадке. Только один. Почему?
8. Почему дочка не улыбается мне в ответ?
9. У него страшные истерики: орет, бьется головой об пол. Что делать?
10. Почему падает на пол и кричит, если что-то не по нему?
11. Кто лечит, если ребенок кусает себя, когда злится?
12. Может ударить меня или другого ребенка без причины. Откуда агрессия?
13. Почему сын все время бегает кругами?
14. Постоянно машет ручками, как крылышками. Что это?
15. Ребенок ходит только на цыпочках, в какую клинику в Саратове идти?
16. Ест только 3 продукта (макароны, печенье, йогурт). Остальное - истерика. Почему?
17. Почему дочка (2 года) не жует? Только сосет пюре или лижет еду.
18. Играет с машинками странно: только крутит колеса, не катает. Почему?
19. Почему ребенок не играет "понарошку"? Не кормит куклу.
20. У нее одна любимая игрушка - не расстается. Если потеряется - катастрофа. Нормально?
21. Почему сын орет, если что-то поменялось? Переставили стул - истерика.
22. Ему надо, чтобы все лежало на своих местах. Сдвинул - крик. Почему?
23. Упал, больно ударился - не плачет. Почему не чувствует боль?
24. Она дико боится пылесоса/фена. Закрывает уши, кричит. Почему?
25. Почему ребенок не дает себя обнять? Вырывается.
26. Сын все тянет в рот: игрушки, камни. Почему?
27. Почему дочка не интересуется другими детьми? Даже с братиком.
28. Не понимает, когда просишь "дай мячик". Почему?
29. Почему сын (2,5 года) не пытается сам кушать ложкой? Только руками.
30. Ей 2 года - не просится на горшок. Только если посадить. Почему?
31. Почему орет, когда надо мыть руки или чистить зубы?
32. Не понимает простых вопросов "Где мяч?", "Хочешь пить?". Почему?
33. Не знает названий предметов. Показывали много раз - не запоминает.
34. Почему сын не различает цвета? В 2,5 года!
35. Не смотрит мультики. Убегает или крутится перед экраном. Почему?
36. Не дает читать книжки. Закрывает страницы. Почему?
37. Играет только с одной частью игрушки (колесо). Это нормально?
38. Почему дочка показывает пальцем только на то, что хочет сама? По просьбе "покажи" - не показывает.
39. Не делится игрушками. Отобрали - истерика, может ударить.
40. Постоянно крутит что-то в руках (веревочку, бумажку). Почему?
41. Строит все в ряды: машинки, кубики, еду. О чем это?
42. Смеется или плачет без причины. Почему?
43. Боится обычных вещей: шума воды, колючего свитера. Почему?
44. Почему сын не может сам поиграть? Постоянно "мам, иди!", а играть вместе не хочет.
45. Бегает "как угорелый" без остановки. Почему не сидит?
46. Не повторяет "ладушки" или "пока-пока" ручкой. Почему?
47. Не машет рукой "привет" или "пока". Почему?
48. Не просит о помощи! Упала игрушка - сидит и плачет, но не подходит. Почему?
49. Не показывает, чего хочет (кроме еды). Как понять?
50. Почему дочке все равно: хвалишь или ругаешь? Никак не реагирует.
51. Не боится опасного! Лезует на высоко, бежит на дорогу. Почему?
52. Не копирует то, что делаю я (подметать, готовить). Почему?
53. Мальчик издает странные звуки: мычит, визжит, какой врач лечит?
54. Плохо спит ночью. Часто просыпается. Почему?
55. Ест только из одной тарелки. Другую - истерика. Почему?
56. Почему сын (3 года) не ездит на самокате? Боится?
57. Не любит новые места (магазин, гости). Плачет, тянет к выходу. Почему?
58. Не отвечает на "Как тебя зовут?". Молчит. Почему?
59. Повторяет слова за мной или из мультика, но невпопад. Почему?
60. Почему дочка не смотрит туда, куда я показываю пальцем?
61. Никогда не принесет показать красивый камушек. Почему не делится?
62. Не плачет, когда мама уходит. Как будто все равно. Почему?
63. Не тянется на руки. Не любит сидеть на коленях. Почему?
64. Постоянно просит: "Крути!", "Качай!". Почему ей это надо?
65. Любит, когда его крепко обнимают. Почему?
66. Почему сын не играет в мяч? Не ловит, не бросает.
67. Не умеет дуть на свечку или одуванчик. Почему?
68. Не кивает "да" и не мотает "нет". Почему?
69. Не просит "пить" или "есть". Ни словами, ни жестами. Как понять?
70. Почему дочка не играет в песочнице? Не лепит куличики.
71. Лижет все подряд: стол, игрушки. Почему?
72. Почему малышка не смотрит на человека, когда с ним говорит?
73. Не понимает, когда над ней смеются. Обижается. Почему?
74. Слишком доверчив к чужим. Может пойти за незнакомцем. Почему?
75. Или наоборот: дико боится всех чужих. Ревет. Почему?
76. Играет только со старыми игрушками. Новые не берет. Почему?
77. Не умеет ждать! Сразу нытье или истерика. Почему?
78. Мальчик не может собрать простую пирамидку, куда обращаться?
79. Почему сын не рисует? Карандаш тянет в рот.
80. Может долго смотреть, как крутится стиральная машина. Почему?
81. Постоянно прыгает на диване. Не остановить. Почему?
82. Ребенок не отдает мой телефон, забрала - дикий ор, что делать?
83. Слово "нельзя" для него пустое. Не понимает. Как объяснить?
84. Почему ребенок не реагирует на ласковые слова ("солнышко")?
85. Почему дочка (2,5 года) не пьет из кружки? Все проливает.
86. Не пытается сама раздеться. Ждет, пока я сниму. Почему?
87. Не замечает, что весь перепачкался! Ходит грязный, и хоть бы что. Почему?
88. Никогда не улыбается на фотографиях. Почему?
89. Отчего сын не машет ручкой в камеру?
90. Почему мальчик не танцует под музыку?
91. Не пытается подражать мне (подметать, готовить). Почему?
92. Плчему девочка не понимает, когда другой ребенок плачет, проходит мимо?
93. Почему малыш не дает читать книжки, вырывает?
94. Почему ребенок не узнает на картинках собаку или мяч?
95. Не понимает команд "сядь", "иди сюда". Почему?
96. Не различает членов семьи. "Где папа?" - смотрит пусто. Почему?
97. Не говорит "привет", "пока". Почему?
98. Не интересуется новыми игрушками. Почему?
99. В саду воспитатель жалуется: "Он в своем мире, не играет". Что это?
100. Я очень волнуюсь. С чего начать? К какому врачу идти?
101. Могут ли это быть признаки аутизма?
102. Мы живем в Санкт-Петербурге. К кому обратиться с этим у нас?
103. Слышали про клинику в Саратове. Чем они помогают таким малышам?
104. Говорят, у них новые методы. Что это? Безопасно для маленьких?
105. Нашему только 2 года. Не рано ли начинать лечение?
106. Что делать прямо сейчас, пока ждем врача?
Фото, текст: SARCLINIC ® ©
Похожие записи:
Повышение температуры у ребенка
Учащенное сердцебиение, головокружение, тошнота, потение рук, комок, удушье
Почему ребенок ковыряется в попе, писает в постель: лечение в России, Саратове
Лечение ночного энуреза при спина бифида в Саратове, России
Cтимуляция речевых зон головного мозга у детей с зрр, зпрр в Саратове
Комментарии ()