Почему рождаются дети с аутизмом РАС
Почему рождаются дети с аутизмом, поиск причин в сложной паутине факторов
Что такое расстройство аутистического спектра
Расстройство аутистического спектра - это комплексное нарушение развития нервной системы, которое проявляется в раннем детстве. Его основные характеристики включают трудности в социальном взаимодействии и коммуникации, а также наличие ограниченных, повторяющихся моделей поведения, интересов или деятельности. Важно понимать, что аутизм - это спектр. Это означает, что его проявления чрезвычайно разнообразны по сочетанию симптомов и их степени выраженности. Отсюда и возникает ключевой вопрос, который волнует ученых, врачей и родителей по всему миру: почему это происходит? Что приводит к тому, что мозг развивается и функционирует таким особенным образом? На сегодняшний день наука не дает одного простого ответа. Современные исследования Сарклиник ® однозначно указывают на то, что аутизм не имеет единственной причины. Это результат сложного переплетения генетических предрасположенностей и факторов окружающей среды, которые влияют на раннее развитие мозга. Статья Сарклиник ® представляет собой подробный обзор современных научных представлений об этиологии расстройства аутистического спектра.
Многофакторная модель, генетика и среда
Господствующей в научном мире парадигмой является многофакторная модель. Согласно ей, расстройство аутистического спектра возникает у ребенка, который изначально имеет генетическую предрасположенность, при воздействии на него определенных средовых факторов. Эти факторы, не являясь причиной сами по себе, могут служить спусковым крючком или модулятором риска у генетически уязвимого индивидуума. Можно провести аналогию с строительством дома. Гены предоставляют чертеж. А факторы окружающей среды - это все, что происходит на стройплощадке: качество материалов, погодные условия, работа строителей. Если в чертеже есть особенности и на стройке возникают проблемы, результат может отличаться от стандартного. Так и с мозгом при аутизме: генетический чертеж отличается, а пренатальные факторы могут влиять на процесс строительства нейронных сетей.
Генетические факторы, сложное наследство
Роль генетики в развитии аутизма считается фундаментальной. Исследования близнецов предоставили самые убедительные доказательства. Если у одного из однояйцевых близнецов (с идентичным набором генов) диагностирован аутизм, то вероятность диагноза у второго достигает 65 - 90%. Для разнояйцевых близнецов (чьи гены совпадают примерно на 50%) этот риск составляет около 25 - 30%. Также известен повышенный риск для сиблингов (братьев и сестер) ребенка с аутизмом - он оценивается в 15 - 20%, что значительно выше, чем в общей популяции (около 1 - 2%). Однако генетика аутизма крайне гетерогенна. Это не одна мутация в одном гене. Ученые выделяют несколько уровней генетического вклада.
1. Редкие генетические синдромы и хромосомные аномалии. Около 12 - 15% случаев аутизма связывают с известными генетическими состояниями. К ним относятся синдром ломкой Х-хромосомы (самая распространенная наследственная причина интеллектуальных нарушений и аутизма), синдром Ретта (в основном у девочек), туберозный склероз, синдром Ангельмана, синдром делеции 22q11.2 и некоторые другие. При этих синдромах аутизм является одним из возможных симптомов в структуре комплексного нарушения.
2. Редкие de novo мутации. De novo в переводе означает "вновь возникшие". Эти мутации не унаследованы от родителей, а появляются в половой клетке (яйцеклетке или сперматозоиде) или сразу после зачатия. С возрастом отца, в частности, связывают увеличение вероятности таких мутаций. Они могут затрагивать гены, критически важные для развития мозга: формирования синапсов (связей между нейронами), регуляции экспрессии других генов, миграции нейронов. Часто это так называемые "гены большого эффекта", способные существенно повысить риск.
3. Унаследованные полиморфизмы и полигенный риск. Это наиболее распространенный сценарий. Речь идет о комбинации многих распространенных генетических вариантов (полиморфизмов), каждый из которых в отдельности лишь незначительно увеличивает предрасположенность к аутизму. Однако когда в геноме человека накапливается определенная комбинация сотен таких вариантов, совокупный риск становится значительным. Эти гены часто связаны с развитием нервной системы, коммуникацией между нейронами, иммунными процессами в мозге. Именно полигенное наследование объясняет, почему аутизм может "перескакивать" через поколения или проявляться в семьях, где ранее его не было.
4. Эпигенетические факторы. Это изменения в экспрессии генов (их "включении" и "выключении"), которые не затрагивают саму последовательность ДНК. Эпигенетические модификации, такие как метилирование ДНК, могут происходить под влиянием факторов окружающей среды и влиять на то, как реализуется генетическая программа развития мозга. Эти изменения потенциально могут передаваться из поколения в поколение.
Факторы окружающей среды, пренатальные риски
Под средовыми факторами в контексте аутизма понимаются не события после рождения (например, воспитание), а в основном влияние на развивающийся плод во время беременности. Исследования в этой области сложны, так как требуется отделить причину от простого совпадения. Наиболее убедительные данные связывают повышенный риск расстройства аутистического спектра со следующими пренатальными факторами.
1. Возраст родителей. Повышенный возраст отца (особенно после 40 лет) четко ассоциирован с повышенным риском. Это связывают с накоплением de novo мутаций в сперматозоидах. Возраст матери также вносит вклад, особенно в сочетании с другими осложнениями беременности.
2. Осложнения беременности и родов. К факторам риска относят преждевременные роды (особенно глубоко недоношенность), очень низкий вес при рождении, гипоксию (кислородное голодание) плода во время родов. Однако важно отметить, что сами по себе эти осложнения не вызывают аутизм, а скорее являются маркерами уже имеющихся проблем в развитии плода или повышают уязвимость мозга.
3. Воздействие веществ. Прием матерью во время беременности некоторых лекарств является предметом серьезного изучения. Наиболее доказанная связь существует для вальпроевой кислоты (противосудорожный препарат). Ее прием в первом триместре значительно увеличивает риск аутизма и других пороков развития у ребенка. Изучается, но не доказан окончательно, потенциальный риск, связанный с приемом антидепрессантов (СИОЗС) в определенные периоды беременности. Также исследуется влияние тяжелых металлов, пестицидов и загрязнителей воздуха, но убедительных причинно-следственных данных пока недостаточно.
4. Иммунные факторы. Серьезная инфекция у матери, требующая госпитализации (особенно вирусная, например, грипп, во втором триместре), и сильная активация материнской иммунной системы (так называемый синдром MIA - maternal immune activation) рассматриваются как потенциальные факторы риска. Предполагается, что воспалительные молекулы (цитокины) могут преодолевать плацентарный барьер и влиять на развитие мозга плода. Также изучается роль аутоантител у матери, которые могут атаковать белки развивающегося мозга ребенка.
Связь с другими состояниями, сопутствующие заболевания
Часто аутизм сосуществует с другими медицинскими состояниями, что дает подсказки о биологических механизмах.
1. Неврологические состояния. Это эпилепсия (встречается у 17 - 30% людей с аутизмом), нарушения сна, мышечная гипотония.
2. Психиатрические состояния. Такие как синдром дефицита внимания и гиперактивности, тревожные расстройства.
3. Гастроинтестинальные проблемы. Запоры, диарея, боли в животе отмечаются значительно чаще, чем в нейротипичной популяции. Это указывает на возможную связь с микробиотой кишечника и осью "кишечник-мозг".
4. Нарушения обмена веществ и иммунной системы. Некоторые исследования указывают на различия в метаболизме и иммунной регуляции у людей с аутизмом.
Развитие мозга, нейробиологическая картина
Исследования с помощью нейровизуализации (МРТ) и посмертных исследований мозга выявили ряд отличий в структуре и функции мозга при аутизме. Ключевые особенности.
1. Измененный рост мозга. У многих детей с аутизмом в первые годы жизни наблюдается чрезмерно быстрый рост объема мозга (макроцефалия), особенно в лобных и височных долях, отвечающих за социальное познание, язык и эмоции. Затем темпы роста могут замедляться.
2. Нарушение организации нейронных сетей. Предполагается дисбаланс между локальными и глобальными связями в мозге: чрезмерное развитие коротких связей в отдельных областях при относительной слабости длинных связей, соединяющих удаленные области. Это может объяснять фрагментарность восприятия и трудности интеграции информации.
3. Особенности синаптического прунинга. В процессе нормального развития мозг избавляется от лишних, неиспользуемых нейронных связей (синапсов) - это называется прунинг. Есть данные, что при аутизме этот процесс может быть нарушен, что приводит к "переизбытку" связей и шуму в нейронных сетях.
4. Дисбаланс нейротрансмиттеров. Исследования указывают на возможные отклонения в работе систем гамма-аминомасляной кислоты (тормозной нейромедиатор) и глутамата (возбуждающий нейромедиатор), что может влиять на возбудимость нейронных сетей.
Опровержение мифов, чего точно не является причиной
В свете научных данных важно четко опровергнуть устоявшиеся мифы, не имеющие под собой доказательной базы.
1. Вакцины. Многочисленные масштабные исследования, проведенные в разных странах, окончательно и однозначно доказали отсутствие связи между вакцинацией (включая вакцину КПК и вакцины с тиомерсалом) и риском развития аутизма. Исходное исследование 1998 года, породившее этот миф, было признано мошенническим и отозвано.
2. "Холодные" матери. Устаревшая и полностью опровергнутая психоаналитическая теория Беттельхейма, возлагавшая вину на эмоционально отстраненных матерей, причинила огромный вред семьям. Аутизм - это неврологическое нарушение развития, а не результат психологической травмы или плохого воспитания.
3. Питание. Нет доказательств, что дефицит конкретных витаминов или пищевых компонентов вызывает аутизм. Однако сбалансированное питание важно для здоровья матери и плода в целом.
Аутизм - интегративный взгляд в будущее
Итак, почему рождаются дети с аутизмом? Наиболее точный ответ современной науки звучит так: аутизм возникает в результате сложного, многоступенчатого взаимодействия между генетической предрасположенностью и факторами окружающей среды, влияющими на критически важные этапы раннего развития мозга. Нет одного гена "аутизма". Нет одной таблетки или инфекции, которая его вызывает. Есть тысячи генетических вариантов, которые в различных комбинациях создают уязвимость. И есть множество пренатальных факторов, которые, наслаиваясь на эту уязвимость, могут изменить траекторию формирования нейронных цепей, отвечающих за социальное взаимодействие, коммуникацию и обработку сенсорной информации.
Понимание этой сложности - ключ к прогрессу. Оно направляет исследования на поиск биомаркеров для раннего выявления, разработку потенциальных методов коррекции нарушенных биологических процессов и, что очень важно, на поддержку и принятие нейроразнообразия в обществе. Аутизм - это не болезнь, которую нужно вылечить, а особенность развития, требующая понимания, адаптации и поддержки сильных сторон человека. Будущие исследования будут все глубже раскрывать молекулярные и клеточные механизмы, что, в свою очередь, может привести к персонализированным подходам в помощи, но главная задача сегодня - создать инклюзивный мир, в котором люди с расстройством аутистического спектра могут реализовать свой уникальный потенциал.
Лечение аутизма в Саратове, в России в Сарклиник
Расстройство аутистического спектра - это состояние, которое требует особого внимания и комплексного подхода к коррекции. Раннее начало терапии и правильно подобранные методы могут значительно улучшить качество жизни ребенка и его семьи. В городе Саратове и в России многие семьи обращаются за помощью в медицинский центр Сарклиник, который имеет значительный опыт в данной области.
Клиника Сарклиник ® является победителем престижной премии "Лидер года 2022" в номинации "Лучшая клиника реабилитации детей с задержками развития и расстройствами аутистического спектра". Это признание отражает высокий уровень профессионализма и эффективности работы учреждения.
Более 25 лет работы на рынке медицинских услуг позволяют клинике использовать накопленный опыт и знания. За этот период прошло лечение более 4000 детей с диагнозом "расстройство аутистического спектра". Такая обширная практика является основой для понимания многообразия проявлений аутизма и разработки индивидуальных планов помощи.
Принимает пациентов ведущий врач - Заслуженный работник науки и образования, Почетный доктор наук Международной Академии Естествознания, врач, кандидат медицинских наук Печенников Владимир Геннадиевич. Его профессиональный путь и научная деятельность напрямую связаны с вопросами коррекции нарушений развития у детей.
В своей работе в Сарклиник ® применяют современные и инновационные методы лечения. Подход к каждому ребенку является строго индивидуальным. Внимательное обследование позволяет определить сильные стороны и зоны, требующие особого внимания. На основе полученных данных формируется комплексная программа, которая может включать в себя различные терапевтические методики. Главной задачей является активация собственных ресурсов организма ребенка и стимуляция процессов развития.
Лечение направлено на смягчение основных симптомов расстройства. Происходит улучшение коммуникативных навыков, развитие социального взаимодействия, расширение круга интересов и коррекция поведенческих особенностей. Важным аспектом является работа с сенсорной интеграцией и развитие когнитивных функций. Параллельно ведется поддержка и консультирование родителей, что является неотъемлемой частью успешной адаптации ребенка.
Клиника Сарклиник ® в Саратове позиционирует себя как место, где дети с расстройствами аутистического спектра и их семьи могут получить профессиональную медицинскую помощь. Опыт, многолетняя практика и применение современных подходов создают основу для проведения реабилитационных мероприятий. Обращение в клинику является шагом на пути к получению комплексной поддержки и организации процесса коррекции нарушений развития.
Подробнее по телефону +78452407040.
Вопросы родителей врачу по поводу происхождения аутизма
1. Почему у ребенка появляется ранний детский аутизм?
2. Из-за чего возникает расстройство аутистического спектра у мальчиков?
3. Почему развивается синдром Каннера?
4. Каковы причины появления синдрома Аспергера у девочек?
5. Что приводит к возникновению атипичного аутизма?
6. Почему ребенок с аутизмом не говорит в 2 года?
7. Из-за чего малыш постоянно плачет и кричит без видимой причины?
8. Почему ребенок может долго молчать и не вступать в контакт?
9. Может ли наследственность быть причиной аутизма?
10. Как возраст родителей влияет на риск появления расстройства аутистического спектра?
11. Могут ли осложнения во время беременности привести к аутизму у ребенка?
12. Влияют ли на развитие аутизма преждевременные роды?
13. Почему у ребенка появляется неприятие тактильного контакта, даже объятий родителей?
14. Из-за чего ребенок избегает смотреть в глаза?
15. Почему малыш не отзывается на свое имя?
16. Почему ребенок не использует указательный жест?
17. Из-за чего отсутствует совместное внимание, когда малыш не смотрит на предмет, который ему показывают?
18. Почему ребенок не показывает предметы, чтобы разделить интерес с другими?
19. Почему нет реакции на эмоции других людей, например, на улыбку?
20. Из-за чего ребенок не пытается подражать действиям взрослых?
21. Почему отсутствует сюжетная игра, например, кормление куклы?
22. Почему игра сводится к однообразным действиям, как выстраивание предметов в ряд?
23. Из-за чего ребенок предпочитает играть один и не допускает других детей в свою игру?
24. Почему возникают повторяющиеся движения, такие как взмахи руками или раскачивание?
25. Почему ребенок ходит на цыпочках?
26. Из-за чего появляется сильная привязанность к определенным предметам, не являющимся игрушками?
27. Почему любое изменение в распорядке дня или маршруте вызывает бурный протест?
28. Почему ребенок может часами крутить колесо машинки или наблюдать за вращающимися предметами?
29. Из-за чего возникает крайне ограниченный набор интересов?
30. Почему ребенок совершает одни и те же ритуалы каждый день?
31. Из-за чего появляется необычная реакция на сенсорные сигналы?
32. Почему ребенок может болезненно реагировать на негромкие звуки?
33. Почему некоторые дети с аутизмом почти не реагируют на звуки, даже громкие?
34. Из-за чего ребенок отказывается носить новую одежду или одежду из определенных тканей?
35. Почему возникают трудности с приемом пищи из-за консистенции или вида продуктов?
36. Почему ребенок может нюхать или облизывать несъедобные предметы?
37. Из-за чего появляется отсутствие речи или ее значительная задержка?
38. Почему ребенок повторяет услышанные слова или фразы, не понимая их смысла?
39. Почему речь может быть механической, без интонации?
40. Из-за чего ребенок говорит о себе во втором или третьем лице?
41. Почему возникают трудности с пониманием простых вопросов или просьб?
42. Почему ребенок не может поддержать простейший диалог?
43. Из-за чего отсутствует использование речи для общения, даже при ее наличии?
44. Почему ребенок постоянно кричит и плачет в новой обстановке?
45. Из-за чего возникают истерики при попытке переключить его внимание?
46. Почему ребенок может проявлять агрессию к себе или окружающим?
47. Почему появляется отсутствие чувства опасности, например, ребенок выбегает на дорогу?
48. Из-за чего может быть чрезмерная пассивность и отсутствие инициативы?
49. Почему ребенок не понимает простых правил игры?
50. Почему ему трудно ждать своей очереди?
51. Из-за чего возникают трудности с распознаванием эмоций по лицу?
52. Почему ребенок не смеется в ответ на смех других?
53. Почему он может не реагировать на боль или холод?
54. Из-за чего появляется смех или плач без видимого повода?
55. Почему ребенок не ищет утешения у родителей, когда ему плохо?
56. Почему у детей с аутизмом часто нарушен сон?
57. Из-за чего возникают проблемы с приучением к горшку?
58. Почему могут быть трудности с освоением простых бытовых навыков?
59. Почему ребенок не играет с другими детьми на площадке?
60. Из-за чего он может не интересоваться сверстниками?
61. Почему ребенок не делится игрушками и не понимает, что значит "поделиться"?
62. Почему он не проявляет эмпатии, когда другому ребенку больно?
63. Из-за чего появляется буквальное понимание слов и фраз, непонимание шуток?
64. Почему ребенок не понимает выражения лица и тон голоса?
65. Почему он может говорить на одну и ту же тему часами, не замечая отсутствия интереса у собеседника?
66. Из-за чего возникают сложности с имитацией, которая является основой обучения?
67. Почему ребенок лучше выполняет зрительные инструкции, чем устные?
68. Почему у некоторых детей с аутизмом присутствуют выдающиеся способности в узкой области?
69. Из-за чего могут быть моторные неловкость и неуклюжесть?
70. Почему ребенку трудно дается застегивание пуговиц или пользование ложкой?
71. Почему возникают проблемы с координацией движений?
72. Из-за чего ребенок может не понимать границы личного пространства?
73. Почему он либо обнимает слишком сильно, либо отстраняется от любого прикосновения?
74. Почему ребенок не смотрит на предмет, о котором говорит?
75. Из-за чего может быть повышенный или пониженный болевой порог?
76. Почему некоторые дети с аутизмом почти не реагируют на порезы или ушибы?
77. Почему возникают вспышки гнева из-за, казалось бы, мелочей?
78. Из-за чего ребенок может быть гиперчувствительным к яркому свету?
79. Почему он закрывает уши в обычной по уровню шума обстановке?
80. Почему ребенок отказывается ходить по траве или песку босиком?
81. Из-за чего появляется избирательность в еде до крайней степени?
82. Почему ребенок ест только продукты определенного цвета или формы?
83. Почему он может проявлять интерес только к неигровым предметам, например, к веревочкам или бумажкам?
84. Из-за чего возникают сложности с переходом от одного вида деятельности к другому?
85. Почему ребенок задает один и тот же вопрос много раз подряд?
86. Почему он может говорить фразами из мультиков, не вставляя их в контекст?
87. Из-за чего появляется отсутствие спонтанной, творческой игры?
88. Почему игра часто носит манипулятивный характер?
89. Почему ребенок не понимает, как можно играть с игрушкой по назначению?
90. Из-за чего он может разрушать свои постройки из кубиков сразу после их создания?
91. Почему ребенок не обращается за помощью, когда она ему нужна?
92. Почему он может молча страдать от голода или жажды?
93. Из-за чего появляется непонимание опасных ситуаций?
94. Почему ребенок не тянется к родителям, когда его берут на руки?
95. Почему он может не реагировать на уход или приход родителей?
96. Из-за чего возникает отсутствие страха перед незнакомцами?
97. Почему, наоборот, может быть чрезмерный страх перед новыми людьми?
98. Почему ребенок не машет на прощание рукой?
99. Из-за чего он не кивает головой в знак согласия или отрицания?
100. Почему ребенок не использует жесты для общения?
101. Почему речь может развиться вовремя, а потом исчезнуть?
102. Из-за чего появляется эхолалия, то есть повторение слов как эхо?
103. Почему ребенок говорит заученными сложными фразами, но не может попросить пить?
104. Из-за чего возникает нарушение прагматики речи, то есть ее использования в социальном контексте?
105. Почему ребенок не поддерживает тему разговора?
106. Почему он может не отвечать на вопросы, даже понимая их?
107. Из-за чего появляется монотонная или певучая речь?
108. Почему ребенок не умеет шутить и понимать шутки?
109. Почему он воспринимает все сказанное буквально?
110. Из-за чего возникают трудности с пониманием местоимений "я", "ты", "мой"?
111. Почему ребенок избегает групповых занятий в детском саду?
112. Почему он может бесцельно бегать по кругу во время прогулки с группой?
113. Из-за чего появляется игнорирование инструкций воспитателя?
114. Почему ребенок не участвует в общих праздниках и хороводах?
115. Почему он может громко кричать или петь, когда все вокруг тихие?
116. Из-за чего возникают стереотипные интересы, например, только к цифрам или буквам?
117. Почему ребенок может помнить номера машин, но не имена детей в группе?
118. Почему он проводит время, перелистывая страницы книги, не рассматривая картинки?
119. Из-за чего появляется необходимость держать один и тот же предмет в руках постоянно?
120. Почему любая поломка игрушки или изменение в окружающей обстановке вызывает катастрофическую реакцию?
121. Почему ребенок плохо ориентируется в пространстве, может теряться в знакомом месте?
122. Из-за чего возникают трудности с пониманием последовательности событий, что сначала, что потом?
123. Почему ему сложно освоить понятие времени?
124. Почему ребенок может не понимать, где его вещи, даже если они на видном месте?
125. Из-за чего появляется тревожность в незнакомых местах?
126. Почему ребенок не задает вопросов об окружающем мире?
127. Почему он не проявляет любопытства к новым игрушкам или событиям?
128. Из-за чего может быть отсутствие реакции на похвалу или порицание?
129. Почему ребенок не стремится порадовать родителей своими достижениями?
130. Почему у него нет желания демонстрировать свои умения?
131. Из-за чего возникают проблемы с интерпретацией мимики и жестов?
132. Почему ребенок не понимает, когда над ним смеются или дразнят?
133. Почему он может смеяться, когда кому-то больно или грустно?
134. Из-за чего появляется неадекватная мимика, не соответствующая ситуации?
135. Почему выражение лица ребенка может казаться отрешенным или отсутствующим?
136. Почему он не считывает эмоциональную атмосферу в семье?
137. Из-за чего ребенок может не реагировать на ласковые слова?
138. Почему он не отличает родителей от посторонних по эмоциональному значению?
139. Почему ребенок не плачет, когда уходит мама?
140. Из-за чего он не тянется к другим детям на площадке?
141. Почему ребенок не пытается привлечь к себе внимание привычными способами?
142. Почему он может использовать другого человека как инструмент, ведя его за руку к нужному предмету?
143. Из-за чего появляется отсутствие ролевой игры, например, в доктора или магазин?
144. Почему ребенок не понимает правил даже простых настольных игр?
145. Почему ему трудно понять выигрыш и проигрыш?
146. Из-за чего возникает протест против коллективных игр с правилами?
147. Почему ребенок может говорить штампованными фразами из рекламы?
148. Почему его речь иногда кажется излишне взрослой и педантичной?
149. Из-за чего появляется неспособность воспринимать сказки и истории?
150. Почему ребенок не сопереживает героям книг или мультфильмов?
151. Почему он может бояться безобидных вещей, например, надувного шарика, и не бояться настоящей опасности?
152. Из-за чего возникают трудности с пониманием абстрактных понятий, таких как "дружба", "время", "завтра"?
153. Почему ребенок не понимает причинно-следственных связей в социальных ситуациях?
154. Почему он может не осознавать последствий своих действий для других?
155. Из-за чего появляется непонимание шуток, сарказма, метафор?
156. Почему ребенок повторяет одно и то же действие раз за разом, даже если оно не приводит к результату?
157. Почему он выстраивает игрушки в строгом порядке и сердится, если порядок нарушен?
158. Из-за чего возникает необходимость следовать одному и тому же маршруту на прогулке?
159. Почему ребенок ест только из определенной тарелки и определеной ложкой?
160. Почему он может настаивать на том, чтобы дверь была всегда закрыта или всегда открыта?
161. Из-за чего появляется ритуальное поведение перед сном или едой?
162. Почему ребенок испытывает трудности с имитацией движений, как в логоритмике или зарядке?
163. Почему ему сложно научиться кататься на велосипеде или самокате?
164. Из-за чего возникает неловкость в движениях, он может часто спотыкаться и падать?
165. Почему почерк может быть неровным, а нажим на карандаш слишком сильным или слабым?
166. Почему ребенок не любит занятия, связанные с лепкой или рисованием пальцами?
167. Из-за чего появляется негативная реакция на занятия творчеством, где нет четких правил?
168. Почему он может предпочитать конструирование по инструкции свободному творчеству?
169. Почему ребенок не фантазирует и не придумывает новые игры?
170. Из-за чего игра часто лишена социального содержания?
171. Почему он может играть рядом с детьми, но не с ними?
172. Почему ребенок не отвечает на приветствия и прощания?
173. Из-за чего он не здоровается и не прощается, даже если его научили словам?
174. Почему ребенок не понимает, когда с ним шутят, и может обидеться?
175. Почему он не отличает строгий тон голоса от доброжелательного?
176. Из-за чего появляется сложность в распознавании собственных эмоций и их выражении?
177. Почему ребенок может не понимать, что он голоден, устал или хочет в туалет?
178. Почему он не сообщает о своих физических потребностях?
179. Из-за чего возникает задержка в формировании навыков самообслуживания?
180. Почему ребенок долго не может научиться самостоятельно одеваться?
181. Почему ему трудно освоить пользование столовыми приборами?
182. Из-за чего появляется отсутствие интереса к продуктивной деятельности, как помощь по дому?
183. Почему ребенок не проявляет инициативы в бытовых ситуациях?
184. Почему он может не реагировать на просьбы убрать игрушки?
185. Из-за чего возникает паника при посещении новых общественных мест, например, парикмахерской?
186. Почему ребенок боится звука работающих бытовых приборов, таких как пылесос или фен?
187. Почему он может отказываться мыть голову из-за страха перед водой?
188. Из-за чего появляется сопротивление при стрижке ногтей или волос?
189. Почему ребенок избегает определенных поверхностей, отказывается ходить по ковру или плитке?
190. Почему он может отказываться носить головной убор или варежки?
191. Из-за чего возникает чрезмерная чувствительность к меткам на одежде или швам на носках?
192. Почему ребенок избирателен не только в еде, но и в напитках?
193. Почему он может пить только из определенной чашки?
194. Из-за чего появляется ритуальность в приеме пищи, например, определенный порядок продуктов на тарелке?
195. Почему ребенок отказывается пробовать новую пищу, даже не попробовав ее?
196. Почему он может есть несъедобное, например, землю или бумагу?
197. Из-за чего возникают проблемы с желудочно-кишечным трактом на фоне избирательного питания?
198. Почему у детей с аутизмом часто нарушены ритмы сна и бодрствования?
199. Почему ребенок может просыпаться ночью и бодрствовать несколько часов?
200. Из-за чего появляется сопротивление отходу ко сну и определенным ритуалам перед сном?
Фото, текст: SARCLINIC ® ©
Похожие записи:
Центр лечения энуреза в России, Саратове, к какому врачу обратиться
Проходит ли ночной энурез самостоятельно
Заиколог лечение заикания логоневроза в Саратове России
Запуск речи у негеворящих детей в Саратове России
Ребенок заикается, начала заикаться, стал, начал заикаться что делать








.jpg)

.jpg)










Комментарии ()