Почему ребенок с аутизмом мажет стены калом и что делать
Почему ребенок с аутизмом мажет стены калом, понимание, стратегии, надежда, лечение в Саратове, России
Мальчик мажет стены какашками
Столкнуться с ситуацией, когда ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) мажет стены или другие поверхности калом, - это невероятно сложное, стрессовое и эмоционально истощающее испытание для любой семьи. Чувства стыда, отчаяния, гнева и беспомощности могут захлестнуть родителей. Это поведение не является злым умыслом, избалованностью или простым непослушанием. За ним стоят глубокие причины, связанные с особенностями восприятия и функционирования ребенка с аутизмом. Понимание этих причин - первый и ключевой шаг к поиску решения.
Почему это происходит, глубинные причины поведения
1. Сенсорные особенности (часто главная причина).
Поиск специфических ощущений. Текстура, температура, запах кала могут предоставлять ребенку интенсивные и, как ни парадоксально, нужные ему сенсорные ощущения (проприоцептивные, тактильные, обонятельные), которых ему не хватает или которые он не умеет получить иначе. Это может быть способом саморегуляции при перегрузке или, наоборот, при сенсорном голоде.
Потребность в контроле над средой. Манипулирование таким материалом дает ощущение власти над чем-то осязаемым в мире, который часто кажется непредсказуемым и пугающим.
Сниженная чувствительность к отвращению. Типичное чувство брезгливости может быть притуплено у детей с расстройством аутистического спектра (РАС).
2. Коммуникативные трудности.
Невербальное сообщение. Ребенок может таким шокирующим образом пытаться сообщить о дискомфорте (боли в животе, запоре, страхе), о том, что он хочет в туалет (но не понимает, как попросить или дойти), или о сильном стрессе, тревоге, скуке, фрустрации. Это его крик о помощи, выраженный доступным ему способом.
Привлечение внимания. Даже негативное внимание - это внимание. Если ребенок понял, что такое поведение мгновенно привлекает к нему взрослых (пусть с криками), он может использовать его, чтобы дозваться в моменты одиночества или когда другие способы коммуникации не работают.
3. Когнитивные и поведенческие особенности.
Отсутствие понимания социальных норм и табу. Ребенок (мальчик или девочка) может просто не осознавать, что это действие социально неприемлемо, гигиенически опасно и вызывает сильные негативные эмоции у окружающих.
Ритуальное или стереотипное поведение. Иногда это может стать частью навязчивого ритуала или стереотипии, которую ребенок повторяет, чтобы снизить тревожность.
Трудности с туалетом (энкопрез). Физиологические проблемы (хронические запоры, недержание кала) могут быть как причиной доступности "материала", так и источником дискомфорта, который ребенок пытается устранить или выразить.
4. Эмоциональная регуляция.
Способ справиться с сильными эмоциями. В моменты сильной тревоги, паники, гнева или перевозбуждения ребенок может инстинктивно использовать это действие как способ самоуспокоения или выплеска непереносимых чувств.
Что делать? Пошаговая стратегия для родителей
1. Сохраняйте спокойствие (это сложно, но критично важно).
Ваша бурная негативная реакция (крик, шлепки, демонстративное отвращение) может усилить поведение, так как дает интенсивную обратную связь (внимание) или даже подкрепляет сенсорный опыт (если реакция бурная и физическая).
Сделайте глубокий вдох. Ваша задача сейчас - управлять ситуацией, а не эмоциями. Эмоции разберете позже.
2. Обеспечьте безопасность и гигиену.
Спокойно и нейтрально прекратите действие: мягко, но настойчиво уведите ребенка от места происшествия. Избегайте резких движений и громких команд.
Обеспечьте тщательную гигиену ребенку и себе. Используйте перчатки.
Быстро и эффективно уберите загрязнение с поверхностей, используя дезинфицирующие средства. Запах может провоцировать повторение.
3. Ищите причины.
Наблюдайте и анализируйте. Когда это происходит? (День или вечер, до или после еды, после прогулки или занятий). Где? (В какой комнате, возле туалета?). Что происходило перед этим? (Стресс, смена расписания, скука, конфликт, попытка пойти в туалет?). Как чувствует себя ребенок? (Возбужден, апатичен, плачет?). Ведите дневник наблюдений.
Исключите медицинские проблемы. Консультация педиатра и гастроэнтеролога желательна. Нужно проверить наличие запоров, глистных инвазий, других заболеваний желудочно-кишечного тракта, которые могут вызывать дискомфорт и недержание (энкопрез). Лечение основной физиологической проблемы - первый шаг.
Оцените сенсорную среду. Что происходит вокруг? Шумно? Ярко? Тесно? Или, наоборот, слишком тихо и скучно? Какие сенсорные ощущения доступны ребенку?
4. Разрабатывайте стратегии вмешательства.
Альтернативная сенсорная стимуляция (если причина сенсорная).
Предоставьте безопасные и социально приемлемые альтернативы для получения схожих ощущений: игры с пальчиковыми красками, гуашью, кинетическим песком, пластилином или тестом (можно с запахами), слизью, водой, грязью в песочнице, тестом для лепки, массаж глубокого давления, тяжелые одеяла, прыжки на батуте, качалки, жевательные игрушки. Направляйте сенсорные потребности в конструктивное русло до того, как возникнет проблема.
Создайте сенсорную коробку или уголок с такими материалами, доступными ребенку, когда он начинает проявлять беспокойство.
Улучшение коммуникации.
Внедрите систему альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК): PECS (карточки), приложения на планшете, простые жесты, коммуникативные доски. Научите ребенка просить то, что ему нужно (в туалет, сенсорную игрушку, перерыв, помощь) понятным способом.
Четко обозначайте туалет.
Используйте картинки, таблички, определенный свет. Упростите путь в туалет (дверь открыта, свет включен).
Введите визуальное расписание, включающее регулярные походы в туалет.
Обучение туалетным навыкам (туалет-трейнинг).
Требует огромного терпения, последовательности и адаптации под конкретного ребенка. Используйте поощрения за успешное использование туалета. Обратитесь за помощью к специалисту.
Обеспечьте комфорт в туалете.
Устраните страхи (шум воды, темнота), сделайте место удобным (ступенька, сидение).
Структура, предсказуемость и профилактика.
Четкий распорядок дня снижает тревожность.
Предупреждайте о смене деятельности.
Обеспечьте доступ к туалету по расписанию и при первых признаках беспокойства ребенка.
Упростите одежду для самостоятельного снимания.
Ограничьте доступ в места, где поведение происходило чаще, или усильте присмотр в это время (без превращения в тюремщика!).
Обучение социальным нормам (осторожно и дозированно).
Социальные истории: Специальные короткие истории с картинками, объясняющие, где и как мы ходим в туалет, почему нельзя мазать стены (это негигиенично, портит вещи, расстраивает людей), и что делать вместо этого (использовать туалет, попросить помощь, взять сенсорную игрушку). Акцент на позитивных альтернативах.
Поведенческие стратегии (лучше с помощью специалиста).
Функциональный анализ поведения (FBA): Специалист поможет точно определить функцию поведения (что ребенок получает: сенсорное подкрепление? избегание? внимание?) и разработать индивидуальный план коррекции (План позитивного поведенческого вмешательства - PBIP).
Игнорирование нежелательного поведения (если его функция - привлечение внимания) и немедленное поощрение альтернативного, приемлемого поведения.
Перенаправление. Как только вы замечаете признаки, предшествующие поведению (беспокойство, уход в ванную, попытки снять штаны не в туалете), спокойно и нейтрально перенаправьте ребенка к альтернативе (сенсорная коробка, туалет, любимое занятие).
5. Обратитесь за профессиональной помощью.
Решение столь сложной поведенческой проблемы требует комплексного подхода. Невозможно переоценить важность обращения к профессионалам, имеющим опыт работы именно с детьми с РАС и сложными поведенческими проблемами.
В этом контексте мы рекомендуем обратиться в "Сарклиник" (Саратов)
Почему Сарклиник может стать вашим партнером в решении этой проблемы
1. Специализация на РАС и задержках развития. Клиника фокусируется на диагностике и лечении расстройств аутистического спектра и сопутствующих нарушений у детей, что означает глубокое понимание специфики проблемы, с которой вы столкнулись.
2. Комплексный и индивидуальный подход. Сарклиник использует комплекс методик с высокой эффективностью. Актуальный подлход позволяет всесторонне оценить причины поведения (медицинские, сенсорные, коммуникативные, поведенческие) и разработать единый, согласованный план вмешательства.
3. Акцент на инновационных методах. Клиника аутизма в России применяет современные и доказательно эффективные подходы. Это может включать более 20 инновационных методик. Также используется углубленная диагностика (функциональный анализ поведения - FBA), прикладной анализ поведения для коррекции поведения и развития навыков, методы сенсорной интеграции для нормализации обработки сенсорной информации, современные методы нейрокоррекции, разрабатываются и внедряются индивидуальные программы развития и коррекции (ИПРА).
4. Признание качества. Факт того, что Сарклиник стала победителем премии "Лидер года 2022" в номинации "Лучшая клиника лечения задержек развития и расстройств аутистического спектра", является важным внешним признанием ее компетентности, эффективности методов и качества оказываемой помощи. Это дает родителям дополнительную уверенность в выборе.
5. Работа с семьей. Эффективная помощь ребенку невозможна без поддержки и обучения родителей. Сарклиник включает в терапию обучение родителей стратегиям взаимодействия, поведенческим приемам и созданию поддерживающей среды дома.
Что может сделать Сарклиник конкретно в вашей ситуации
Провести комплексную диагностику, выявить медицинские причины (если они есть), оценить уровень развития, сенсорный профиль, коммуникативные возможности, определить функцию нежелательного поведения.
Разработать индивидуальную программу коррекции, объединяющую медицинские, сенсорные, коммуникативные и поведенческие стратегии.
Обучить родителей конкретным методам реагирования, профилактики и обучения альтернативным навыкам.
Оказать непосредственную терапевтическую помощь ребенку.
6. Поддерживайте себя.
Это не ваша вина. Аутизм - это неврологическое состояние, а поведение - его проявление.
Ищите поддержку. Общайтесь с другими родителями в схожей ситуации (группы поддержки, форумы - с осторожностью к непроверенным советам). Не стесняйтесь просить помощи у родных.
Помните о себе. Выгорание родителей - реальная угроза. Находите время для отдыха и восстановления, даже короткие перерывы важны. Обращайтесь к психологу для себя.
Фокусируйтесь на прогрессе, а не совершенстве. Маленькие шаги вперед - это победа. Отмечайте успехи (свои и ребенка).
Проблема мазания калом
Проблема мазания калом - одна из самых сложных для родителей детей с аутизмом. Она требует огромного терпения, понимания и системного подхода. Ключ к успеху - в поиске индивидуальной причины поведения и применении адаптированных стратегий коррекции. Не оставайтесь один на один с этой бедой.
Профессиональная помощь врача, глубоко понимающего природу РАС и владеющего современными методами коррекции сложного поведения, может стать поворотным моментом. Комплексный и инновационный подход, признанный на высоком уровне, направлен не только на устранение конкретного нежелательного поведения, но и на улучшение качества жизни всей семьи через развитие навыков ребенка и поддержку родителей.
Обращение за помощью в Сарклиник - это не слабость, а проявление силы и любви к вашему ребенку. Вместе с Сарклиник вы сможете найти путь к преодолению этой трудности, обеспечив ребенку более комфортную и социально приемлемую жизнь, а себе - долгожданное облегчение и надежду.
Фото, текст: SARCLINIC ® ©
Похожие записи:
Почему ребенок плохо учится в школе, я очень плохо учусь что делать
Заикание формы типы виды степени классификация лечение Саратов Россия
Центр коррекции нарушений речи, ЦКР, центр развития речи Саратов
Рост и вес ребенка от рождения до 18 лет норма таблица калькулятор
Мокрая постель, кровать, у ребенка крепкий сон и описанная постель
Комментарии ()