ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
СарКлиник®
г. Саратов, ул. Московская, 152.
+7 8452 407040
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста!
Лицензия Л041-01020-64/00313331, выдана 11.05.2017 Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения
Время работы: пн-сб: с 08:00 до 20:00, вс: выходной

Алалия у детей что это такое нарушение речи симптомы признаки

Моторная, сенсорная,сенсомоторная речевая алалия у детей: причины, признаки, нарушение речи 

Вопросы родитиелей к врачу об алалии у детей

алалия что это такое простыми словами

На приеме в Сарклиник мамы и папы часто задают следующие вопросы, связанные с нарушением речи и алалией у ребенка.

1.  Что такое алалия? Чем она отличается от просто задержки речевого развития (ЗРР)?

2.  Почему у нашего ребенка возникла алалия? Каковы основные причины?

3.  Могла ли алалия возникнуть из-за наших действий (недостаток общения, смартфоны, телевизор)?

4.  Какой именно тип алалии у нашего ребенка (моторная, сенсорная, сенсомоторная)? Как это определяется?

5.  Насколько тяжелая форма алалии у нашего ребенка?

6.  Это навсегда? Может ли ребенок полностью "перерасти" алалию?

7.  Алалия - это то же самое, что аутизм? Если нет, то чем они отличаются?

8.  Может ли алалия сочетаться с другими нарушениями (например, СДВГ, умственной отсталостью, аутизмом)?

9.  Наследственное ли это заболевание? Могли ли мы это предвидеть?

10. Какие обследования нужно пройти, чтобы подтвердить диагноз и понять причину (ЭЭГ, МРТ, ФМРТ, консультации каких специалистов)?

11. Почему ребенок понимает речь, но не может говорить?

12. Почему у него такая бедная речь (мало слов, короткие фразы)?

13. Почему он коверкает слова, переставляет слоги, говорит "как маленький"?

14. Почему ему так трудно повторить слово или фразу за взрослым?

15. Связаны ли трудности с мелкой моторикой (лепка, рисование, застегивание пуговиц) с моторной алалией?

16. Может ли ребенок с моторной алалией научиться говорить правильно и полноценно?

17. Как мы можем понять, что хочет сказать ребенок, если его речь непонятна?

18. Существуют ли эффективные лекарства для лечения моторной алалии?

19. Какие зоны мозга повреждены при моторной алалии?

20. Может ли моторная алалия пройти сама по себе без лечения?

21. Почему ребенок не понимает обращенную к нему речь, хотя слышит звуки?

22. Ребенок не реагирует на свое имя - это признак сенсорной алалии или проблем со слухом?

23. Как отличить сенсорную алалию от тугоухости или аутизма?

24. Почему ребенок может повторять слова (эхолалия), но не понимать их смысла?

25. Как общаться с ребенком, который плохо понимает речь?

26. Существуют ли методы, помогающие "научить" мозг понимать речь?

27. Какие зоны мозга поражены при сенсорной алалии?

28. Лечится ли сенсорная алалия? Каковы прогнозы?

29. Может ли ребенок со сенсорной алалией научиться читать и писать?

30. Как проверить, насколько хорошо ребенок понимает речь?

31. Что означает диагноз "сенсомоторная алалия"?

32. Какие трудности будут самыми выраженными у ребенка со смешанной формой?

33. Прогноз при сенсомоторной алалии хуже, чем при изолированных формах?

34. С чего начинать коррекцию при сенсомоторной алалии - с понимания или с говорения?

35. Как строить общение с ребенком, у которого нарушены и понимание, и собственная речь?

36. Кто ставит диагноз "алалия" (рефлексотерапевт, невролог, психиатр, логопед)?

37. Какие обследования необходимы для постановки диагноза (кроме осмотра специалистов)?

38. Нужна ли консультация сурдолога (проверка слуха), даже если кажется, что ребенок слышит?

39. Какой врач (невролог, психиатр) должен вести ребенка с алалией?

40. Как часто нужно проходить повторные осмотры у невролога, психиатра, рефлексотерапевта?

41. Какие существуют основные методы коррекции алалии?

42. Кто является основным специалистом по коррекции алалии (логопед, дефектолог)?

43. Как часто и как долго нужно заниматься с логопедом-дефектологом?

44. Что важнее: занятия со специалистом или домашние занятия?

45. Как мы, родители, можем заниматься с ребенком дома? Дайте конкретные рекомендации и упражнения.

46. Существуют ли эффективные медикаменты (ноотропы, витамины) для лечения алалии? Какие и насколько они помогают?

47. Помогают ли при алалии методы типа Томатис, БАК, микрополяризация (ТКМП)? Стоит ли их пробовать?

48. Что такое логопедический массаж и нужен ли он при алалии?

49. Как использовать альтернативную и дополнительную коммуникацию (АДК) - карточки PECS, жесты, приложения? Не помешает ли это развитию речи?

50. Нужны ли занятия с нейропсихологом в Москве?

51. Важна ли при алалии сенсорная интеграция? Нужен ли эрготерапевт в Санкт-Петербурге?

52. Как стимулировать у ребенка желание общаться?

53. Каковы прогнозы для нашего ребенка? Сможет ли он когда-нибудь говорить нормально?

54. Сможет ли ребенок пойти в обычный детский сад или школу?

55. Нужна ли ребенку речевая школа или другой специализированный класс?

56. Может ли алалия перерасти в другие проблемы (дисграфия, дислексия) при обучении в школе?

57. Как алалия влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка?

58. Повлияет ли алалия на способность ребенка к обучению, получению профессии, самостоятельной жизни в будущем?

59. Нужно ли оформлять инвалидность при алалии?

60. Какие льготы и поддержка положены ребенку с алалией?

61. Почему при алалии часто бывают проблемы с поведением (истерики, агрессия, замкнутость)?

62. Как алалия влияет на эмоциональное состояние ребенка (разочарование, низкая самооценка)?

63. Как нам реагировать на истерики ребенка, вызванные непониманием или невозможностью выразить себя?

64. Как помочь ребенку социализироваться, играть с другими детьми?

65. Как объяснить алалию родственникам, воспитателям, другим детям?

66. Почему у ребенка с алалией часто бывают проблемы с вниманием и усидчивостью?

67. Связаны ли трудности с координацией, неуклюжесть с алалией?

68. Как алалия влияет на развитие мышления?

69. Есть ли связь между алалией и нарушениями сна, аппетита?

70. Почему ребенок может быть избирателен в еде? Это связано?

71. Где мы можем найти поддержку (группы для родителей, форумы, литература)?

72. Как справиться со своим стрессом, отчаянием, чувством вины?

73. К кому обращаться за психологической помощью для себя в Саратове?

74. Как не упустить время и начать действовать максимально эффективно?

75. Какие самые важные шаги нам нужно сделать прямо сейчас?

76. Почему не работает речевой центр Брока?

77. Где проводится лечение алалии у детей в России?

78. Чем отличается дислалия от алалии?

79. Какие коды по МКБ 10 и МКБ 11 у алалии?

Что такое алалия простыми словами

В мире детского развития существует особое состояние, когда ребенок слышит звуки, обладает интеллектуальным потенциалом, но его речь не развивается так, как у сверстников. Это не просто задержка - это системное нарушение, называемое алалией. Это не лень, не избалованность и не следствие недостатка внимания. Алалия - это сложная неврологическая проблема, требующая понимания, терпения и специальной помощи.

Что скрывается за термином "алалия"

Представьте себе фабрику речи в мозге. Для производства слов и понимания их смысла необходима слаженная работа множества цехов: отделов, отвечающих за восприятие звуков, их анализ, формирование ответных речевых сигналов, управление артикуляционными мышцами. Алалия возникает тогда, когда на самых ранних этапах развития ребенка (чаще всего во внутриутробном периоде, во время родов или в первые годы жизни) происходит "поломка" в этих специализированных речевых зонах мозга. Это приводит к тому, что процесс овладения речью либо не запускается, либо развивается с грубыми отклонениями.

Почему это происходит? Причины алалии

Точные механизмы до конца не изучены, но известны следующие основные факторы риска, повреждающие незрелый мозг.

Перинатальные патологии

:Это самый частый комплекс причин алалии.

Гипоксия (кислородное голодание). Во время сложной беременности (токсикоз, анемия, фетоплацентарная недостаточность) или тяжелых родов (обвитие пуповиной, стремительные или затяжные роды, асфиксия).

Внутриутробные инфекции. TORCH-инфекции (токсоплазмоз, краснуха, цитомегаловирус, герпес), тяжелые вирусные заболевания матери.

Травмы головного мозга. Внутричерепные кровоизлияния у плода или новорожденного в результате родовой травмы.

Тяжелая желтуха новорожденных (билирубиновая энцефалопатия). Высокий уровень билирубина токсичен для мозга.

Недоношенность и низкий вес при рождении. Повышенная уязвимость мозга.

Заболевания и состояния первых лет жизни

Тяжелые инфекции: менингиты, энцефалиты.

Черепно-мозговые травмы.

Хронические истощающие заболевания: сильно ослабляющие организм ребенка.

Операции под общим наркозом в раннем возрасте.

Наследственная предрасположенность

Случаи речевых нарушений или задержек психоречевого развития в семье могут указывать на более высокий риск.

Социально-педагогическая запущенность (как отягчающий фактор)

Сама по себе социально-педагогическая запущенность ребенка редко вызывает истинную алалию, но может усугублять ее проявления на фоне биологических причин и сопутствующих заболеваний.

Как распознать алалию? Ключевые признаки алалии

Симптомы, проявления ипризнаки алалии сильно зависят от формы алалии (моторная, сенсорная, смешанная) и тяжести нарушения. Однако есть следующие общие тревожные звоночки, которые должны насторожить родителей.

Запаздывание гуления и лепета

Малыш мало гулит, его лепет беден, однообразен, лишен интонационной окраски.

Отсутствие слов к 1,5 годам

Вместо слов  - ребенок произносит только невнятные звукосочетания, есть жесты и мимика.

Очень медленное пополнение словарного запаса после 2-х лет

Новые слова появляются с трудом и редко.

Трудности построения фразы

Даже имея слова, ребенок не может их правильно связать ("Мама дай" вместо "Мама, дай мяч").

Грубые искажения слов

Пропуски слогов ("паход" вместо "пароход"), перестановки звуков ("каманавт" вместо "космонавт"), замены сложных звуков простыми ("тота" вместо "кошка").

Плохое понимание обращенной речи (особенно при сенсорной форме)

Ребенок не реагирует на имя, не выполняет простые инструкции ("принеси мяч", "иди сюда"), хотя слух проверен и в норме. Может механически повторять слова (эхолалия) без понимания смысла.

Нежелание говорить

Ребенок предпочитает молчать или обходиться жестами, потому что речь дается ему с огромным трудом.

Сопутствующие неречевые симптомы

Нарушения внимания, памяти (особенно слухоречевой).

Моторная неловкость (особенно мелкой моторики – трудно застегивать пуговицы, держать карандаш).

Поведенческие сложности: импульсивность, раздражительность, плаксивость или, наоборот, замкнутость из-за невозможности выразить свои мысли и быть понятым.

Важно отличать алалию от задержки речевого развития (ЗРР), задержки психоречевого развития (ЗПРР), тугоухости, РАС (расстройств аутистического спектра, аутизма

Задержка речевого развития (ЗРР)

При ЗРР речь развивается по правильному пути, но медленнее. При алалии нарушен сам механизм формирования речи.

Тугоухость

Для исключения тугоухости проверка слуха (аудиометрия, КСВП) обязательна.

Расстройства аутистического спектра (РАС)

При РАС нарушено социальное взаимодействие и коммуникация в целом, часто есть стереотипии. При алалии страдает именно речь, а желание общаться может быть сохранено.

Интеллектуальная недостаточность

При алалии интеллект первично сохранен, но может вторично отставать из-за речевого дефицита. Диагностика требует оценки невербального интеллекта.

Как врачи ставят диагноз алалия? Диагностики алалии в Саратове, России

Диагностика алалии - сложный, многоэтапный процесс, требующий разичных исследований и консультаций.

Консультация педиатра, невролога, рефлексотерапевта

Оценка общего развития, неврологического статуса, сбор анамнеза (течение беременности, родов, раннее развитие). Врач может назначить дополнительные обследования.

Аппаратная диагностика

ЭЭГ (электроэнцефалография). Для выявления возможной эпилептиформной активности, которая иногда сопутствует речевым нарушениям.

МРТ головного мозга (магнитно резонансная томография). Позволяет визуализировать структуры мозга, выявить органические причины (кисты, последствия кровоизлияний, аномалии развития коры и т.д.). Не всегда выявляет специфические для алалии изменения.

УЗДГ (УЗИ сосудов головы и шеи). Для оценки кровоснабжения мозга.

Обследование слуха (сурдолог)

Проводится тональная аудиометрия, КСВП - регистрация слуховых вызванных потенциалов, чтобы исключить тугоухость как причину отсутствия речи.

Углубленное логопедическое обследование

Логопед-дефектолог оценивает состояние артикуляционного аппарата (губы, язык, зубы, небо), понимание речи (импрессивная речь), собственную речь ребенка (экспрессивная речь): наличие слов, фраз, словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение, слуховое внимание и память, состояние мелкой и общей моторики, невербальные формы коммуникации, познавательную деятельность (мышление, восприятие).

Консультация детского психиатра

Помогает дифференцировать алалию от РАС, умственной отсталости, оценить эмоционально-волевую сферу.

Посещение сарклиник позволяет поставить диагноз "алалия" и определить ее форму (моторная, сенсорная, сенсомоторная).

Можно ли помочь? Стратегии лечения и коррекции алаии

Алалия в сарклиник успешно лечится. Чем раньше начата систематическая коррекционная работа, тем лучше прогноз. Лечение всегда комплексное и поэтапное.

Медикаментозная терапия (назначается врачом)

Нейрометаболические препараты (ноотропы). призваны улучшить обменные процессы и питание нервных клеток, повысить устойчивость мозга к нагрузкам. Эффективность индивидуальна.

Витамины группы В. Важны для работы нервной системы.

Сосудистые препараты. При выявленных нарушениях кровотока.

Лекарства не заменяют процедуры, они всего лищь создают благоприятный фон для работы мозга.

Рефлексотерапевтические методики

Инновационные рефлексотерапевтические методы в Сарклиник являются основой лечения моторной,сенсорной, сенсомоторной алалии у детей в России. Они позволяют добиться отличных результатов даже при высоких степенях тяжести забоелвания.

Логопедическая коррекция

Занятия с логопедом-дефектологом имеют низкую эффективность, поэтому проводятся длительно (годы) и регулярно (обычно 3 раза в неделю).

Какие основные направления логопедической работы

При моторной алалии: активизация речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж), накопление словаря, развитие фразовой речи, формирование грамматического строя, коррекция звукопроизношения.

При сенсорной алалии: развитие слухового восприятия, различение неречевых и речевых звуков, формирование связи между звучащим словом и предметом/действием, развитие понимания речи, преодоление эхолалии.

При сенсомоторной алалии: комплексная работа над всеми компонентами речи, часто начинают с развития понимания.

Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК): если речь отсутствует или крайне ограничена, используют жесты, карточки (PECS), специальные коммуникативные приложения на планшете. Это не мешает развитию речи, а снижает фрустрацию ребенка и дает ему инструмент для общения здесь и сейчас.

Сопутствующие методы коррекции алалии

Нейропсихологическая коррекция: помогает развить внимание, память, мышление, преодолеть моторную неловкость.

Логопедический массаж: нормализует тонус мышц артикуляционного аппарата.

Физиотерапия: как вспомогательные методы.

Сенсорная интеграция: помогает ребенку лучше обрабатывать информацию от органов чувств.

Роль семьи важна

Активное участие в занятиях - выполнение домашних заданий логопеда, создание речевой среды.

Постоянное речевое общение - говорите с ребенком четко, простыми фразами, описывайте свои действия, комментируйте происходящее.

Стимуляция потребности в общении - не предугадывайте желания ребенка, задавайте вопросы, создавайте ситуации, где ему нужно попросить.

Поддержка и терпение - избегайте критики за неправильную речь. Хвалите за любую попытку заговорить.

Сотрудничество со специалистами - годовые дистанционные консультации в Сарклиник о динамике дома.

Прогноз: надежда на выздоровление при алалии есть 

Прогноз при алалии зависит от многих факторов: формы и тяжести нарушения, времени начала коррекции, регулярности и качества занятий, состояния интеллекта, вовлеченности семьи, наличия сопутствующих проблем и, самое главное, от включения в план терапии инновационных эффективных рефлексотерапевтических методик. Моторная алалия, особенно при раннем начале работы, часто поддается коррекции лучше, чем сенсорная и сенсомоторная. При систематической и комплексной помощи многие дети с алалией овладевают речью, пусть иногда и с некоторыми остаточными явлениями (недостатками звукопроизношения, аграмматизмами). Они могут учиться в общеобразовательных или речевых школах, осваивать профессии и жить полноценной жизнью. Главное - это не упустить время, верить в ребенка и идти к цели вместе с Сарклиник. Алалия - это очнь сложный вызов, но не непреодолимое препятствие на пути к общению. Дети с нарушением речи требуют комплексного подхода в лечении.

Подробная информация об алалии.

Очные консультации.

Дистанционные консультации.

Фото, текст: SARCLINIC ®  ©

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Комментарии ()

Написать комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

Задать вопрос доктору

Оставить отзыв

Обратный звонок